История

Ростовский железнодорожный техникум

старейшее учебное заведение г. Ростова-на-Дону.
Открыто в 1912 году на базе Главных мастерских Владикавказской железной дороги
и с тех пор не меняло свой железнодорожный профиль.

Менялось только название:

1913

Учебный комбинат паровозоремонтного завода

1940

Железнодорожное училище № 2

1962

 Городское профессионально-техническое училище № 15

1980

Техническое училище № 15

1984

Среднее профессионально-техническое училище № 15

1988

Профессионально-техническое училище № 15

1998

Профессиональное училище № 15

2002

Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище № 15

2005

Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище № 15 Ростовской области

2011

Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Ростовской об- ласти профессиональное училище № 15 (ГБОУ НПО РО ПУ № 15)

2015

Государственно бюджетное профессиональное образовательное учреждение  Ростовской области Ростовский-на-Дону железнодорожный техникум.

Шаховское завещание

12 сентября 1891 года газета «Донская пчела» сообщила о смерти ростовского гражданина, купца 2-ой гильдии, Шахова Михаила Петровича. “Отзывчивый на всякое доброе дело, Шахов всюду вносил свою щедрую лепту…”. По завещанию купца, имущество, приблизительно на сумму 100.000 рублей, отошло в распоряжение города. Отошло с условием, чтобы из доходов этого имущества уплачивалось полностью жалованье священнику Владимирской церкви, построенной на собственные средства Шахова; за труд учительства в церковно-приходской школе и на содержание приюта для престарелых сирот, устроенного тоже Шаховым. 
О Владимирской (Шаховской) церкви уже рассказывалось здесь. Добавлю ещё, что церковно-приходская школа помещалась в отдельном каменном здании, имела 40 двухместных парт, сделанных на средства города. Обучалось в ней 80 детей. Преподавали в школе два учителя: старший – бывший студент университета, имеющий шестилетний учительский опыт, его помощница окончила курс в епархиальном женском училище и имела звание домашней учительницы. Также при школе был законоучитель-священник и учитель пения – регент Владимирской церкви. («Приазовский край», 1894г.) 
Спустя несколько лет значительная часть земли из бывшего имения Шахова была отчуждена под расширение Главных мастерских Владикавказской железной дороги, и здание, которое занимала церковно-приходская школа, вошло в площадь отчуждения и было сломано. 
Вдова Шахова – Ефросинья Леонтьевна Шахова, владелица оставшихся недвижимых имений, «отказалась от пожизненного владения в пользу города, с тем, однако, чтобы для ее жительства была устроена квартира о 4-х комнатах. 
Ввиду вышесказанного, в оставшейся за отчуждением части имения М.П.Шахова в Затемерницком поселении, на полученные от железной дороги средства предпринята была, по проекту, одобренному городской думою, постройка обширного здания, рассчитанного на помещение двух – мужского и женского – начальных училищ, богадельни для престарелых людей и квартиры Е.Л.Шаховой. Здание это, как упомянуто выше, постройкою окончено и оба училища открыты». (Журнал городской Думы за 18.09.1897г.)

Здание городских училищ. Ныне железнодорожное училище №15.

Таким образом, постройку этого здания можно отнести к периоду 1894-1897гг. Интересно, что в паспорте здания и в других документах приводятся различные годы постройки – 1889, 1885, и даже 1880 г. Две последние даты маловероятны, так как Владимирская церковь была построена лишь в 1889 году, а при ней в том же году уже выстроили церковно-приходскую школу. А 1889 год – скорей всего год постройки первого здания школы, ушедшего на территорию мастерских железной дороги.

Персонал Главных мастерских Владикавказской железной дороги. На заднем плане здание городских училищ, вид со стороны мастерских. Фото из железнодорожного музея.

Принадлежность открытых училищ решили определить следующим образом: «мужское, как открытое взамен учрежденной при Владимирской церкви церковно-приходской школы, оставить на прежних основаниях в ведении духовного ведомства; открытое же вновь начальное женское училище (помещающееся в верхних этажах здания), как содержимое всецело на городские средства, - принять в ведение города, с подчинением, на общем основании, инспекции начальных училищ министерства народного просвещения». Попечительницей училищ стала сама вдова купца Е.Л. Шахова. Так, в справочнике «Вся Донская область и Северный Кавказ» за 1899 читаем: - 9-е городское женское училище имени купца Михаила Петровича Шахова (Затемерницкое поселение, близ Владимирской церкви). Попечительница – Ефросинья Леонтьевна Шахова; законоучитель – свящ. о. Василий Хандалеев; учительницы – Евг. Степ. Махнович, Анастасия Ив. Каргакова. - 3-я Владимирская церковно-приходская школа (при Владимирской церкви). Попечительница – Ефросинья Леонтьевна Шахова; законоучитель – свящ. Василий Павл. Хандалеев; учитель – Василий Махнович; учительница – Матрена Павловна Хандалеева. Замечу, священник Владимирской церкви Василий Хандалеев оставался школьным законоучителем на протяжении долгого времени. В 1904 году пост попечительницы женского училища заняла Любовь Елпидифоровна Панченко, дочь известного ростовского купца Парамонова. Мужскую же школу попечительствовал инженер Семен Иванович Панченко. К 1912 году число обучающихся в женском училище достигло 135, а в мужском – 142 человек.

Ученицы училища имени Шахова, 1911 г. Фото из железнодорожного музея.

На заднем плане здание городских училищ, вид со стороны мастерских. Фото из железнодорожного музея. Принадлежность открытых училищ решили определить следующим образом: «мужское, как открытое взамен учрежденной при Владимирской церкви церковно-приходской школы, оставить на прежних основаниях в ведении духовного ведомства; открытое же вновь начальное женское училище (помещающееся в верхних этажах здания), как содержимое всецело на городские средства, - принять в ведение города, с подчинением, на общем основании, инспекции начальных училищ министерства народного просвещения». Попечительницей училищ стала сама вдова купца Е.Л. Шахова. Так, в справочнике «Вся Донская область и Северный Кавказ» за 1899 читаем: - 9-е городское женское училище имени купца Михаила Петровича Шахова (Затемерницкое поселение, близ Владимирской церкви). Попечительница – Ефросинья Леонтьевна Шахова; законоучитель – свящ. о. Василий Хандалеев; учительницы – Евг. Степ. Махнович, Анастасия Ив. Каргакова. - 3-я Владимирская церковно-приходская школа (при Владимирской церкви). Попечительница – Ефросинья Леонтьевна Шахова; законоучитель – свящ. Василий Павл. Хандалеев; учитель – Василий Махнович; учительница – Матрена Павловна Хандалеева. Замечу, священник Владимирской церкви Василий Хандалеев оставался школьным законоучителем на протяжении долгого времени. В 1904 году пост попечительницы женского училища заняла Любовь Елпидифоровна Панченко, дочь известного ростовского купца Парамонова. Мужскую же школу попечительствовал инженер Семен Иванович Панченко. К 1912 году число обучающихся в женском училище достигло 135, а в мужском – 142 человек.

А вот богадельня, располагавшаяся в том же здании, была совсем немноголюдной, в 1912 году там призревалось всего лишь 12 человек. К 1914 году в ростовских справочниках по адресу Шаховских училищ (Садовый пер.,2) появляется еще одна запись: Смешанное двухклассное училище. Возможно, было решено объединить мужские и женские классы в единое училище. Но наряду со смешанным училищем продолжали существовать и мужская церковно-приходская школа, и 9-е женское училище. Тут можно предположить, что в разделенных учебных заведениях продолжали доучиваться раннее набранные классы, а новые уже набирали в объединенное училище.

А вот богадельня, располагавшаяся в том же здании, была совсем немноголюдной, в 1912 году там призревалось всего лишь 12 человек. К 1914 году в ростовских справочниках по адресу Шаховских училищ (Садовый пер.,2) появляется еще одна запись: Смешанное двухклассное училище. Возможно, было решено объединить мужские и женские классы в единое училище. Но наряду со смешанным училищем продолжали существовать и мужская церковно-приходская школа, и 9-е женское училище. Тут можно предположить, что в разделенных учебных заведениях продолжали доучиваться раннее набранные классы, а новые уже набирали в объединенное училище. Что стало с училищами и приютом для престарелых в бурные революционные годы, пока не удалось выяснить. А в 1923 году в здании училищ размещались аптека и госпиталь №19. Есть ещё упоминание о школе №6 Грамчека при Шаховской больнице, но поскольку госпиталь находился в бывших шаховских владениях, его то, наверное, и окрестили Шаховской больницей. В дальнейшем в здании городских училищ обосновалось железнодорожное училище (сегодня это профессиональное училище №15 (железнодорожников)). Его нынешнему директору Владимиру Тимофеевичу Попову удалось установить по старому ученическому билету, что железнодорожное училище существовало на Темернике ещё в 1912 году. Эта дата помогла сузить круг поисков. Выяснилось, что первое упоминание об училище встречается в 1911 году в справочнике «Вся Донская область и Северный Кавказ»: Начальные народные мужские училища: Ростовское н/Д двухклассное железнодорожное училище (Темерник, Церковная пл., д.Парамонова) Почетный блюститель инженер А.К. Бялыницкий-Бируля; препод. зак. Божия Петр Немчинов; преподаватели: Вл.Ф. Попов, Вас. Конст. Третьяков, А.И. Ченцова, Е.Б. Кадзаева, Вал. Ив. Звороно, пр. пен. И.Р. Карев. Не стоит путать это училище с другим, Ростовским техническим железнодорожным училищем, что располагалось на Сенной улице (М.Горького) и в последствии преобразовалось в железнодорожный техникум.

Дом Парамонова. Здесь располагалось железнодорожное училище.

Блюститель, инженер путей сообщения Александр Константинович Бялыницкий-Бируля, являлся начальником дистанции №1 (ст. Ростов), т.е. имел прямое отношение к железной дороге. Было ли это училище обычным образовательным учреждением для детей железнодорожников или давало дополнительно и профессиональные навыки сейчас сказать трудно, но интересен тот факт, что к 1914 году в железнодорожном училище было 8 учителей (для сравнения – в мужской церковно-приходской школе имени Шахова всего лишь трое), значит, обучение велось по расширенной программе. Далее в истории следует пробел и остается ряд вопросов – когда Шаховское училище стало железнодорожным (или когда железнодорожное перебралось в здание городских училищ), были ли упразднены мужское и женское училища им. Шаховых или именно они послужили основой современному училищу железнодорожников. К сожалению, архивы утеряны в эвакуации в годы Великой Отечественной войны, но, не смотря на это, в послевоенный период открылась новая не менее интересная страница жизни железнодорожного училища. По возвращении из эвакуации предстояла большая работа по восстановлению здания - одно крыло было повреждено бомбой. Стекла в окнах отсутствовали. По рассказу Владимира Тимофеевича, директора училища, перед первым послевоенным набором была поставлена задача – каждый учащийся приносит из дома стеклянную банку – их использовали в застеклении окон. Хозяйство постепенно налаживалось, налаживался и учебный процесс. Жизнь и работа железнодорожного училища №2 (с 1967 – профтехучилище №15) основывалась на Уставе училищ Министерства трудовых резервов СССР, принятом 29 декабря 1946 года. По Уставу прием в училище осуществлялся «путем призыва (мобилизации), а также в порядке добровольного набора молодёжи ….. с образованием не менее 4-х классов средней школы». За хорошую успеваемость предусматривались различные поощрения учащихся, в том числе и ценными подарками.

Выпускник далекого 1951 года, получивший в подарок эту книгу, Евгений Павлович Мартынов, работал мастером в родном училище, окончил Ташкентский индустриальный техникум и Ростовский пединститут.
Мартынов Е.П. (слева) во время учебы в Ташкенте.

В 1959 году работал в по контракту в Египте, учил арабов кузнечному мастерству. До 1990 года был директором другого профтехучилища, ПУ №16. Ещё один выпускник 1951 года, Туливетров Николай Алексеевич, также продолжил образование в Ташкенте и Ростовском педагогическом институте.

Туливетров Н.А.

Работал в Ираке старшим преподавателем учебного центра в Багдаде. Сейчас - методист ПУ №15. В альбомах нашлись старые фотографии из жизни училища, но к сожалению, они без датировки.

В альбомах нашлись старые фотографии из жизни училища, но к сожалению, они без датировки. 



Группа учащихся железнодорожного училища.




Занятия в мастерских.

Не так давно приезжал в училище гость из Бельгии. Говорил, что потомок прежних владельцев здания. Неужели родственник Шаховых? Походил, посмотрел, заглянул в подвал, покачал головой да и уехал. 
А помощь училищу бы не помешала. Здание значится в списке памятников архитектуры.  

Железнодорожное училище №15. 
Вид по ул. С.Чебанова (пер.Садовому) в сторону ул.Ставского (пр. Коцебу).



Ворота училища 60-х годов – тоже уже часть истории, 
жалко было бы их потерять.

Трудно приходится памятнику, особенно в условиях Темерницкого косогора – здание понемногу ведет из-за уклона. Но в 19 веке строили качественно. За толстыми стенами и в самое жаркое лето в помещении сохраняется прохлада. Во время замены окон под подоконником строители нашли монету 1912 года. Директор училища под новый подоконник положил современный российский рубль. Может быть и через следующие сто лет в коридорах здания так же, как и в прошлом, и в позапрошлом веке, будут звучать юные голоса, а строители при очередном ремонте, обнаружив сегодняшний рубль, несказанно обрадуются исторической находке.



***

Сердечно благодарю за помощь в подготовке материала директора ПУ №15 Попова Владимира Тимофеевича и его сотрудников.